воскресенье, 13 апреля 2014 г.

статья "Педагогическое мастерство как характеристика профессионализма"


Педагогическое мастерство как характеристика профессионализма
Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма.
«Педагогический профессионализм» определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Мастерство учителя может быть выражено следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства учеников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Можно выделить три уровня педагогического мастерства:
Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.
Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации.
Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.
         В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».
Все это ставит перед педагогом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»?
 Заповеди современного учителя самому себе
1.    Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообраз­ное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
( Единственное исключение - неприятие в ребен­ке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)
2.    Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отри­цательные.
( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
3.    Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
4.    Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты ду­маешь, что знаешь). (Иногда можно приме­нить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге все­гда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
5.    Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Нахо­ди прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети бу­дут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого).
Ещё в Древней Греции говорили: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а это факел, который нужно зажечь!» А зажечь его может только тот учитель, который «горит» сам.
Педагог - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование и воспитание является одной из значимых духовных ценностей современного общества.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий