понедельник, 21 апреля 2014 г.

Конспект открытого урока по математике, 3 класс.


Тема: «Решение задач»  (Повторение и закрепление ранее изученного материала).
Цель урока: 
Совершенствование навыков решения задач на нахождение доли числа и числа по доле.


Задачи урока:
1) Закреплять умения решать задачи изученных видов, находить значения числовых и буквенных выражений, работать с геометрическим материалом, повторить знания о нумерации.
2) Развивать аналитические компетентности, познавательный интерес, логическое мышление, правильную математическую речь учащихся.
3) Воспитывать  доброту, человечность, чувство любви к литературе и математике.

Оборудование: портрет К.И. Чуковского, карточки с девизом и целями урока, таблицы с числами и зашифрованным словом, круги, шифр с дробями, картинка с изображением самовара с буквенными выражениями, 3 схемы к задачам, зрительный тренажёр, магические круги, цель сказочника, плакат картинки с изображением Мухи-Цокотухи, пчелы, бабочки, комарика, фонарика, паутины с числами и пауком, у каждого учащегося тест с кроссвордом, музыка П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро», индивидуальные карточки.





Ход урока.
Этапы урока
Выполняемые задания
I.     Организационный момент


II.     Психологический настрой
Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой его фразы говорят хором.
Учитель
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все…
Дети
Видят.
Учитель
Уши внимательно слушают и все…
Дети
Слышат.
Учитель
Голова хорошо …
Дети
Думает.
III.     Объявление темы и целей урока

Слово учителя






А думать и работать мы будем над темой «Решение задач». Совсем недавно мы научились решать два новых вида задач: нахождение доли числа и числа по его доле. И сегодня на уроке мы будем закреплять умения: решать задачи, находить значения различных выражений и работать с геометрическим материалом.
Учитель вывешивает цели урока на доске
IV.     Проверка домашнего задания




Слово учителя
Дома дети выполняли задания на карточках.
Задание: решить примеры, расположить ответы в порядке возрастания и отгадать слово.
Проверка по цепочке (дети называют ответы и слово)
Прочитайте девиз нашего урока
На доске


Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
 Чтоб хорошо учиться!
Слово учителя
А чтобы учиться нам было весело, урок у нас сегодня будет нетрадиционный, т.е. необычный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель. Чтобы узнать его фамилию, нам необходимо найти значения выражений.
V.     Устный счет
Фронтальный опрос

Учитель записывает значения выражений на доске. На доске
43 · 2                                19 · 4
37 · 2                              16 · 5
18 · 3                                         18 · 5
 25 · 3                              12 · 6
16 · 4
Работа по индивидуальным карточкам

Несколько учеников работают по карточкам
Карточки.
                        Карточка № 1
Реши примеры и расположи ответы в порядке возрастания. Расшифруй слово
А
24+81:9


А
98-3·6


К
6·7+28

З
100-6·9


С
6·4:3


К
4· (35:5)












  















  
Карточка № 2
Реши уравнения
Х : 8 = 5                 Х · 8 = 24               85 – у = 28
                 
Работает по цепочке 1 ряд                               с комментированием

Слово учителя










Слово учителя

Запишите значения этих выражений в порядке возрастания. Соотнесите теперь ответы с буквами и расшифруйте слово.
На доске
86
74
54
75
64
76
80
90
72
и
о
Ч
в
у
с
к
й
к
Дети выполняют задание в тетрадях
54
64
72
74
75
76
80
86
90
Ч
у
к
о
в
с
к
и
й

Учитель показывает портрет К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский принёс с собой сказку. Её название зашифровано.
VI.     Повторение и закрепление
Запишите, какая часть круга закрашена.

На доске




Работает по цепочке 2 ряд
с комментированием
Дети записывают в тетрадь дроби.
Слово учителя
Используя шифр, подпишите буквы и отгадайте название сказки.
На доске
1
3
1
2
1
8
1
6
у
м
а
х
Вопрос
Как же называется эта сказка?
Ответ
«Муха-Цокотуха»
Слово учителя
Итак, сказка начинается.
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла

А какую денежку она нашла вы узнаете, когда  посчитаете длинный пример на порядок действий
На доске
3 ·  6 + 49 : 7 – 6 · 4
Дети записывают пример в тетрадь и самостоятельно решают. Проверка – фронтальная.
Вопросы
1 рубль нашла Муха-Цокотуха. А сколько копеек в рубле? Что вы можете сказать об этом числе?
Ответ
100 – самое маленькое трехзначное число.
Слово учителя
Пошла Муха на базар
И купила самовар
Вот какой самовар она приобрела.
Вопрос
Какие это выражения?
Ответ
Буквенные.
Слово учителя




Работает 3 ряд по цепочке
с комментированием
Найдем их значения, если а=40, с=8
На доске картинка самовара с буквенными выражениями
с · 5                    а : с
77 – с                  а + 17
52 – а                  а · 2      
Дети записывают примеры в тетрадь.  

Запись в тетрадях
8 · 5 = 40               40 : 8 = 5
77 – 8 = 69             40 + 17 = 57
52 – 40 = 12           40 · 2 = 80   
Слово учителя
Самовар «вскипел», угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки
По три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница!
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе- Цокотухе
Мёду принесла!
На доске картинка с изображением пчелы с двумя баночками мёда. Дети решают задачи устно. Объясняя решение задачи, проговаривают правила.
Задачи:
1) В одной баночке 30 г мёда, а в другой 10 г. На сколько граммов в одной баночке меньше, чем в другой?
2) Условие задачи тоже. Вопрос: во сколько раз в первой баночке мёда больше, чем во второй?
3) Условие сохраняется. Вопрос: Сколько всего

граммов меда принесла пчела?

Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
На доске картинка с изображением бабочки.
Слово учителя
Варенье у Мухи было вишнёвое и малиновое. Послушайте задачу.
Муха-Цокотуха сварила 3 литра вишнёвого варенья, что составило ½ часть малинового варенья. Сколько литров малинового варенья сварила Муха?
На доске схема
               целое (1) ? л


        ½ - 3 л
Один ученик записывает решение на доске, остальные – чертят схему и записывают решение задачи.
На доске.
3 · 2 = 6 (л)
Ответ: 6 литров малинового варенья.
Зарядка для глаз



Используется зрительный тренажёр, в виде цветочного узора. Дети наблюдают за бабочкой, которая перелетает с цветка на цветок. Эта зарядка выполняется под музыку.
Слово учителя
Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а кушает уже хоботком.

Решим следующую задачу.
Жук проглотил 36 пирожков, а кузнечик ¼ этого количества. Сколько пирожков съел кузнечик?
На доске.
     36 п. – целое (1)
                                           
     ¼ - ? п.
Один ученик работает у доски, остальные чертят схему и решают задачу.
На доске.
36 : 4 = 9 (п.)
Ответ: 9 пирожков съел кузнечик.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
Через мост он вот как скоком: один прыжок 33 см, а второй – в два раза длиннее. Какой длины мост?
На доске.
              ? см
                
             I                     II     
          33 см             33· 2 (см)
Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.
На доске.
33 + 33 · 2 = 99 (см)
Ответ: 99 см.      
Вопрос
Что вы  можете сказать о числе 99 ?
Ответ
Это самое большое двузначное число.
Вопрос
Сравним первые две задачи. Каким действием решали первую задачу?
Ответ
Действием умножения.
Вопрос
Почему?
Ответ
Искали целое. Это была задача на нахождение числа по его доле.
Вопрос
Каким действием решали вторую задачу?
Ответ
Действием деления.
Вопрос
Почему?
Ответ
Искали часть. Это была задача на нахождение доли числа.
VII.     Физкультми-          
нутка
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
 - Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки – червяки
 Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы




















Слово учителя
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай -  погибай,
Именинница!
1. Разминка мелких мышц кисти – пальчики «паучками».
2. Повороты туловища вправо-влево.
3. Наклоны туловища вправо-влево.
4. Приседания.
5. Дети забираются под парты
Вот так, друзья! Никто не помог в беде. Стыдно за таких гостей. А как бы вы поступили в этой ситуации?

VIII.     Работа с геометрическим материалом

Слово учителя
А злодей –то не шутит,
Руки – ноги он Мухе
Веревками крутит.
Первая веревка 12 см. Начертите такой отрезок. Вторая веревка составляет 1/3 часть первого отрезка.
Вопрос
Как найти её длину?
Ответ
12 : 3 = 4 (см)
Слово учителя
Начертите отрезок.
А третья веревка в 2 раза больше второй.
Вопрос
Как найти длину этой веревки?
Ответ
4 · 2 = 8 (см)
Слово учителя
Начертите отрезок.
Дети чертят отрезки.

Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
На доске картинки: с Комариком и фонарик под увеличительным стеклом.


Вопрос
Сколько здесь прямоугольников?
Ответ
Три.
Вопрос
Сколько треугольников?
Ответ
Шесть
Дети показывают фигуры, вспоминают правило, что такое прямоугольник.
Слово учителя
Итак, сказка продолжается.

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.

Ребята, давайте поможем Комарику, спасти Муху. Для этого нам необходимо справиться с несколькими заданиями.

1 задание.
Назвать числа на паутине в порядке возрастания.

На доске картинка, с изображением Мухи, Паука и паутины с числами. Называет числа один ученик.

2 задание. Магические круги.
Вопрос
Какие числа пропущены?
             4
?                      14            
                                         
    7                    2
             5
                 
                                 
             15
?                      11            
                                         
    5                    8
             6
                 
                                 
 






Дети выполняют задания устно. Пропущены числа: 10, 20.
  IX.     Самостоя-тельная работа

Слово учителя
3 задание. Тест «Крестики-нолики».
Я произношу утверждение, если вы согласны с ним, ставьте в клеточке крестик, не согласны  - нолик.
1)  Произведение равно  первый множитель плюс второй множитель.
2)  2 х 2 = 5
3) Произведение равно первый множитель умножить на второй множитель.
4) Произведение 3 и 2 равно 5.
5) Делимое = частное + делитель.
6) Умножение – это сумма любых слагаемых.
7) Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
8) На нуль делить нельзя.

9)  8 х 9 = 72
10) От перестановки множителей произведение изменится.
11) От перестановки множителей произведение не изменится.
12)  2 х 10 = 20
13) Если любое натуральное число умножить на единицу, то в произведении получится это число.
14) 5 х 0 = 0
15) Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.

Проведем предварительную подготовку. На верхней
На верхней стороне вашего большого прямоугольника стоит точка, соедините её с нижними углами прямоугольника.
Вопрос
Какую геометрическую фигуру получили?
Ответ
Треугольник
Слово учителя
Если в этом треугольнике у вас нарисованы только крестики, а в остальных клеточках – нолики, то на вопросы вы ответили правильно.
Итак, со всеми заданиями мы справились и помогли Комарику.
И наш Комарик…
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил
И теперь, душа – девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару – Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
     X.     Физкультми-          
нутка
Дети исполняют танец.
  XI.     Итог урока

Слово учителя
Вот закончилась сказка, подходит к концу и наш урок.
Вопрос
Он вам понравился?
Что было на уроке наиболее интересным для вас?

Ответы детей.

Давайте вернёмся к нашим целям и проанализируем,  всё ли у нас получилось.
Ребята, послушайте какую цель сказочника определил К.И. Чуковский.

На доске.

Цель сказочника:
«Воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими

Несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сегодня на уроке мы волновались и переживали за нашу Муху-Цокотуху и в конце сказки, когда добро победило зло, мы все дружно радовались.
Вопрос
Как вы думаете, прожив этот урок, мы стали ещё чуточку добрее и человечнее?

Ответы детей.
XII.     Оценки

Слово учителя
Да, вы действительно молодцы. Все старались помочь Мухе-Цокотухе, хорошо работали. Некоторые из вас заработали оценки. Послушайте их.
Оценки:




XIII.     Домашнее задание
И от Мухи-Цокотухи вам подарок – это кроссворд. Он находится на обратной стороне теста. Этот кроссворд по произведениям К.И. Чуковского. Разгадав его, вы узнаете как называется первая сказка  Чуковского, которую он написал для вас, для замечательных детей!


Комментариев нет:

Отправить комментарий