воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Конспект урока по русскому языку , 3 класс

Конспект урока по русскому языку , 3 класс
Тема: «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками»  (повторение и закрепление ранее изученного материала).
Цель урока: 
Закрепление знаний о разделительных ь и ъ знаках.


Задачи урока:
1) Формировать умение находить безударные гласные в приставке и в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
2) Развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
3) Воспитывать чувство коллективизма, интерес к учению, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картинки с изображением леса, снеговика, совы, елочки с безударными гласными; таблицы разделительный ъ и ь знаки, индивидуальные карточки.










Ход урока.
Этапы урока
Выполняемые задания
I.     Организационный момент


II.     Определение темы урока и сообщение целей.

Учитель
Ребята, прочитайте девиз нашего урока и попробуйте определить тему, над которой мы сегодня продолжим работать.
На доске.
Друзья, ученье нас объединяет!
Дети
В этом предложении есть орфограммы – разделительный мягкий и твердый знаки, значит, сегодня мы продолжим работать над этой темой.
Учитель
Сегодня мы закрепим знания о разделительных ь и ъ знаках, а также повторим ранее изученные орфограммы. Какие ещё знакомые вам орфограммы есть в слове объединяет?
Ответы детей.
(Безударная гласная в приставке, безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением).
III.     Минутка чистописания

Учитель
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга

До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Дети
Декабрь.
Вопрос
Какой сегодня день?
Ответ
Первый день зимы.
Учитель
Сегодня у зимы новоселье и я приглашаю вас в зимний лес.
На доске картина «Лес».

Запишите число и классная работа.


На доске.
л  л                л                 л  л
лес   лесок   лесной   лесник
У нас буква, которая соответствует первому звуку в слове лес.
Дети записывают в тетрадь букву л и слова.
Вопрос
Какие это слова?
Ответ
Однокоренные.
Вопрос
Какая орфограмма в словах лесок, лесной и лесник? И какое слово является проверочным для всех?
Ответ
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Проверочное слово – лес.
Учитель
Обозначьте эту орфограмму в словах.
На доске работает один ученик, остальные в тетрадях. Появляется запись:
лес    лесок    лесной    лесник
Вопрос
Какое слово лишнее?
Ответ
Лесной. Остальные слова обозначают предмет.

IV.     Повторение

Учитель
Составьте из слов предложение.
На доске листочки деревьев со слогами, дети составляют слова и предложение.
Вопрос
О чём говорят листочки?
Ответ
Учитель
Берегите лес – наше богатство.
Запишите предложение и подчеркните орфограммы.
Проверка: один ученик читает и комментирует.
Вопрос
Почему надо беречь лес?
Ответ
Деревья – это часть природы, вселяющей в нас силы.
Деревья поглощают углекислый газ и очищают воздух от пыли, дают тень и прохладу летом. Задерживают снег на полях, защищают поля от засухи.
Учитель
Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
V.     Словарная работа

Учитель
Загадка.
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
                  (Ель, сосна)
На доску учитель вывешивает картинку ёлочку с безударными гласными.


Учитель
Я буду загадывать загадки или описывать животных, а вы должны узнать, кто это, назвать его и записать слово в тетрадь. А несколько учеников будут работать по карточкам.

Карточки.
Карточка № 1
В одну колонку выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, в другую – с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Л_сица, з_рно, к_пуста, п_нал, св_тить, за_ц, т_варищ, м_дведь, м_рковь, м_локо, зв_рёк, м_ряк, тр_пинка, цв_ток.
     ____________                     ____________
     ____________                     ____________

Карточка № 2
Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму.
   Гн_здо          -  ______________
   М_рской       -  ______________
   Ул_тели        -  ______________
   Л_сица          -   _____________
   К_тёнок        -   _____________
   Зв_нок          -   _____________
   Сн_жинка     -   _____________

Учитель читает загадки, один ученик комментирует.
Учитель
По полю скачет,

Ушки прячет.
Встанет столбом –
Усики торчком.
               (Заяц)
Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки,
В стаде не пасётся
И в руки не даётся.
                (Медведь)
Он всюду зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь, это зверь лесной …

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто это?
                      (Ворона)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В поле ночует,
Коноплю ворует.
                           (Воробей)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.                 (Сорока)

Не мытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким
Как чистюля …           (Енот).

Догадайтесь, что это за птица. Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция. Достаточно легкого шороха, чтобы даже в абсолютной темноте добыча была поймана.
Ответ
Сова.
На доске картинка совы.
Учитель
За эти качества, в народе сов прозвали пернатыми кошками. У сов мягкое, рыхлое оперение, по-особому изогнутые перья с наполовину расщепленными бороздками, которые скрадывают шорохи и свист крыльев, возникающий при полёте. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
Вопрос
Какое слово лишнее?
Ответ
Сова.
Вопрос
Почему?
Ответ
В этом слове безударная гласная в корне, проверяемая ударением, проверочное слово – совы.
VI.     Повторение
Составьте предложение о том, где живет сова. Запишите и найдите главные члены предложения.
Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.
На доске.

Сова  живёт  в лесу.

Послушайте загадку.
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрёт, тогда заревёт.
                         (Снег)
Запишем это слово и образуем однокоренные слова. Также будем выполнять разбор по составу.
На доске работает ученик, остальные дети в тетрадях.
На доске.
Снегÿ  , снежокÿ   , снежинка , снежный, бесснежный ,  подснежникÿ   , снеговикÿ .

Ребята, к нам в гости пришёл снеговик и принёс с собой много зимних слов.
На доске снеговик, на нём написаны слова с пропущенными буквами. Дети объясняют, какие пропущены буквы, если возможно, то подбирают проверочные слова. Задание выполняется устно.
(Зима – зимний, иней, север, каток – катишь, катится, мороз, улица, сверкает, коньки).
Вопросы
Какое слово лишнее? Почему?
Ответ
Слово  сверкает – «лишнее», так как оно обозначает действие предмета.
Учитель
Образуйте от слова сверкает однокоренные слова при помощи приставок: по -, от -, за -.
На доске.
Посверкает, отсверкает, засверкает.
Вопрос
Какие орфограммы обозначены в словах?
Ответ
Безударная гласная в приставке и безударная гласная в корне.
Учитель
Итак, мы повторили 3 орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, безударная гласная в корне, непроверяемая ударением и безударная гласная в приставке.
VII.     Физкультми -
нутка
Ребята, чтобы наш снеговик ещё больше засверкал, мы его будем сейчас рисовать глазками.
Зрительная гимнастика
Дети выполняют зрительную гимнастику, используя снеговика, как зрительный тренажер.
«Зимняя зарядка»
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
(Дети поднимают руки вверх и потягиваются).
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
(Дети разводят руки в стороны).
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
(Дети поднимают голову вверх).
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
(Дети шагают на месте).

Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева-хлоп.
(Дети хлопают).
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка.
(Дети наклоняются).
- Здравствуй, зима!
VIII.     Закрепление изученного



Вопрос
Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки?

Ответы детей.
На доске таблицы.
Таблицы:
Разделительный ъ пиши после приставки перед гласными
                 ÿ      ъ         е, ё, ю, я   
Съезд  подъем  объявление  предъюбилейный

Разделительный ь пиши после согласных перед гласными:
Согласная      ь         гласные
                                   е, ё, и, ю, я


                   варенье                  ручьи
                   вороньё                 вьюга
обезьяна


Упражнение 167 выполняется устно.
Фронтальный опрос
Прочитайте группы слов.

Воросы
Однокоренные ли это слова?
Во всех ли словах есть приставки?
Почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ?

Ответы детей.
Учитель
Прочитайте слова, записанные в рамке. Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у слова втолковать, которое употребляется в разговорной речи. Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения «очень подробно и доступно объяснить». Рассмотрите рисунок на стр. 114.
Вопрос
Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке?
Ответ
Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении.
Вопрос
Как называются слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию, написанию?
Ответ
Синонимы.
  IX.     Самостоя-тельная работа


На доске.
плате                      отехать
жилё                       сёмка
вюга                        предюбилейный
судя                        обяснить
волчи

Учитель
Внимательно прочитайте слова. Что с ними случилось?
Ответ
В словах пропущены разделительный ъ и ь знаки.
Учитель
Запишите слова правильно.
Дети самостоятельно выполняют задание. Дети по «цепочке» читают слова, учитель на доске исправляет ошибки.
     X.     Итог урока

Учитель
Давайте повторим правила, итак, когда мы пишем разделительные ъ и ь знаки.
Вопрос
Над какими ещё орфограммами мы работали?

Ответы детей.
Учитель
Также мы сегодня говорили о лесе. Ребята, помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Вы все активно работали, старались и некоторые из вас заработали оценки послушайте их.

                                                  

                                                  










  XI.     Домашнее задание

Учитель
Дома вы будете выполнять упр.169 на стр.115. вам нужно будет записать слова в два столбика, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий