Конспект урока по русскому языку , 3 класс
Тема: «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками» (повторение и закрепление ранее изученного материала).
Цель урока:
|
Закрепление знаний о разделительных ь и ъ знаках.
|
Задачи урока:
|
1) Формировать умение находить безударные гласные в приставке и в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
2) Развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
3) Воспитывать чувство коллективизма, интерес к учению, бережное отношение к природе.
|
Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картинки с изображением леса, снеговика, совы, елочки с безударными гласными; таблицы разделительный ъ и ь знаки, индивидуальные карточки.
Ход урока.
Этапы урока
|
Выполняемые задания
| |||
I. Организационный момент
| ||||
II. Определение темы урока и сообщение целей.
| ||||
Учитель
|
Ребята, прочитайте девиз нашего урока и попробуйте определить тему, над которой мы сегодня продолжим работать.
На доске.
Друзья, ученье нас объединяет!
| |||
Дети
|
В этом предложении есть орфограммы – разделительный мягкий и твердый знаки, значит, сегодня мы продолжим работать над этой темой.
| |||
Учитель
|
Сегодня мы закрепим знания о разделительных ь и ъ знаках, а также повторим ранее изученные орфограммы. Какие ещё знакомые вам орфограммы есть в слове объединяет?
Ответы детей.
(Безударная гласная в приставке, безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением).
| |||
III. Минутка чистописания
| ||||
Учитель
|
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
| |||
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
| ||||
Дети
|
Декабрь.
| |||
Вопрос
|
Какой сегодня день?
| |||
Ответ
|
Первый день зимы.
| |||
Учитель
|
Сегодня у зимы новоселье и я приглашаю вас в зимний лес.
На доске картина «Лес».
| |||
Запишите число и классная работа.
| ||||
На доске.
л л л л л
лес лесок лесной лесник
У нас буква, которая соответствует первому звуку в слове лес.
Дети записывают в тетрадь букву л и слова.
| ||||
Вопрос
|
Какие это слова?
| |||
Ответ
|
Однокоренные.
| |||
Вопрос
|
Какая орфограмма в словах лесок, лесной и лесник? И какое слово является проверочным для всех?
| |||
Ответ
|
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Проверочное слово – лес.
| |||
Учитель
|
Обозначьте эту орфограмму в словах.
| |||
Вопрос
|
Какое слово лишнее?
| |||
Ответ
|
Лесной. Остальные слова обозначают предмет.
| |||
IV. Повторение
| ||||
Учитель
|
Составьте из слов предложение.
На доске листочки деревьев со слогами, дети составляют слова и предложение.
| |||
Вопрос
|
О чём говорят листочки?
| |||
Ответ
Учитель
|
Берегите лес – наше богатство.
Запишите предложение и подчеркните орфограммы.
Проверка: один ученик читает и комментирует.
| |||
Вопрос
|
Почему надо беречь лес?
| |||
Ответ
|
Деревья – это часть природы, вселяющей в нас силы.
Деревья поглощают углекислый газ и очищают воздух от пыли, дают тень и прохладу летом. Задерживают снег на полях, защищают поля от засухи.
| |||
Учитель
|
Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
| |||
V. Словарная работа
| ||||
Учитель
|
Загадка.
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)
На доску учитель вывешивает картинку ёлочку с безударными гласными.
| |||
Учитель
|
Я буду загадывать загадки или описывать животных, а вы должны узнать, кто это, назвать его и записать слово в тетрадь. А несколько учеников будут работать по карточкам.
| |||
Карточки.
| ||||
Учитель читает загадки, один ученик комментирует.
| ||||
Учитель
|
По полю скачет,
| |||
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки,
В стаде не пасётся
Он всюду зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь, это зверь лесной …
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В поле ночует,
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
| ||||
Не мытое в рот
Ни за что не возьмет.
| ||||
Ответ
|
На доске картинка совы.
| |||
Учитель
|
За эти качества, в народе сов прозвали пернатыми кошками. У сов мягкое, рыхлое оперение, по-особому изогнутые перья с наполовину расщепленными бороздками, которые скрадывают шорохи и свист крыльев, возникающий при полёте. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
| |||
Вопрос
|
Какое слово лишнее?
| |||
Ответ
|
Сова.
| |||
Вопрос
|
Почему?
| |||
Ответ
| ||||
VI. Повторение
|
Составьте предложение о том, где живет сова. Запишите и найдите главные члены предложения.
Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.
На доске.
| |||
Послушайте загадку.
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрёт, тогда заревёт.
(Снег)
Запишем это слово и образуем однокоренные слова. Также будем выполнять разбор по составу.
На доске работает ученик, остальные дети в тетрадях.
| ||||
Ребята, к нам в гости пришёл снеговик и принёс с собой много зимних слов.
| ||||
Вопросы
|
Какое слово лишнее? Почему?
| |||
Ответ
|
Слово сверкает – «лишнее», так как оно обозначает действие предмета.
| |||
Учитель
|
Образуйте от слова сверкает однокоренные слова при помощи приставок: по -, от -, за -.
На доске.
Посверкает, отсверкает, засверкает.
| |||
Вопрос
|
Какие орфограммы обозначены в словах?
| |||
Ответ
|
Безударная гласная в приставке и безударная гласная в корне.
| |||
Учитель
|
Итак, мы повторили 3 орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, безударная гласная в корне, непроверяемая ударением и безударная гласная в приставке.
| |||
VII. Физкультми -
нутка
|
Ребята, чтобы наш снеговик ещё больше засверкал, мы его будем сейчас рисовать глазками.
| |||
Зрительная гимнастика
|
Дети выполняют зрительную гимнастику, используя снеговика, как зрительный тренажер.
| |||
«Зимняя зарядка»
|
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
(Дети поднимают руки вверх и потягиваются).
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
(Дети разводят руки в стороны).
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
(Дети поднимают голову вверх).
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
(Дети шагают на месте).
| |||
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева-хлоп.
(Дети хлопают).
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка.
(Дети наклоняются).
- Здравствуй, зима!
| ||||
VIII. Закрепление изученного
| ||||
Вопрос
|
Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки?
| |||
Ответы детей.
На доске таблицы.
Таблицы:
| ||||
Упражнение 167 выполняется устно.
| ||||
Фронтальный опрос
|
Прочитайте группы слов.
| |||
Воросы
|
Однокоренные ли это слова?
Во всех ли словах есть приставки?
Почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ?
| |||
Ответы детей.
| ||||
Учитель
|
Прочитайте слова, записанные в рамке. Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у слова втолковать, которое употребляется в разговорной речи. Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения «очень подробно и доступно объяснить». Рассмотрите рисунок на стр. 114.
| |||
Вопрос
|
Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке?
| |||
Ответ
|
Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении.
| |||
Вопрос
|
Как называются слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию, написанию?
| |||
Ответ
|
Синонимы.
| |||
IX. Самостоя-тельная работа
| ||||
На доске.
плате отехать
жилё сёмка
вюга предюбилейный
судя обяснить
волчи
| ||||
Учитель
|
Внимательно прочитайте слова. Что с ними случилось?
| |||
Ответ
|
В словах пропущены разделительный ъ и ь знаки.
| |||
Учитель
|
Запишите слова правильно.
Дети самостоятельно выполняют задание. Дети по «цепочке» читают слова, учитель на доске исправляет ошибки.
| |||
X. Итог урока
| ||||
Учитель
|
Давайте повторим правила, итак, когда мы пишем разделительные ъ и ь знаки.
| |||
Вопрос
|
Над какими ещё орфограммами мы работали?
| |||
Ответы детей.
| ||||
Учитель
|
Также мы сегодня говорили о лесе. Ребята, помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Вы все активно работали, старались и некоторые из вас заработали оценки послушайте их.
| |||
XI. Домашнее задание
| ||||
Учитель
|
Дома вы будете выполнять упр.169 на стр.115. вам нужно будет записать слова в два столбика, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий